Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Жёлтые, красные листья
По ветру вьются, летят...
М. Иверсен.
Осень вступила в свои права. Однако это не значит, что наши прогулки с детьми будут менее интересными.
Выйдя на улицу, обращаем внимание ребят на погоду. Если день солнечный, предлагаем детям протянуть руки к солнышку, ощутить его тепло, напоминаем при этом, что осеннее солнышко светит, но мало греет. И обращаем внимание детей на прогулке на то, как одеты люди: говорим о сезонной одежде и обуви. Вспоминаем, что мы надевали или обували летом, сравниваем с тем, во что одеты сейчас.
Прогулка даже вокруг детского сада может принести много положительных эмоций. Стараемся показать детям многообразие красок осени, познакомить их с явлением «листопад». Осенью землю покрывают листья, всё вокруг жёлтое. Поэтому осень называют жёлтой, золотой. Обращаем внимание детей на то, как листики кружатся и медленно ложатся на землю. Уточняем, что листья лёгкие, поэтому они летят к земле медленно. Подул ветер, и много листьев с шуршанием полетело на землю - это и есть листопад.
Собираем с детьми опавшие листья и шишки. Из них можно изготовить множество интересных поделок. Ещё можно набирать в руки листочки, подбрасывать их вверх и смотреть, как они кружатся, или просто растирать сухой листочек между ладошками. Это упражнение к тому же развивает мелкую моторику пальцев рук у детей.
Ходим с детьми по сухим листочкам, слушаем, как они шуршат. Проводим беседы с детьми о перелётных и зимующих птицах. Играем в игры: «Воробышки и автомобиль», «Птички в гнёздышках», «Воробышки и кот». Говорим о том, что осень - время заготовки запасов у барсуков, белок, ежей. Ведь предстоит длинная и холодная зима! А ещё о том, что некоторые звери линяют, меняют летние шубки на зимние. У зимних мех пышнее и гуще, да и цвет их более подходит зимней природе.
Но вот закапал осенний дождик. Не беда, не прячьтесь сразу домой! Понаблюдаем за дождём! Сначала на землю падают редкие крупные капли, потом дождь усиливается. Прислушаемся к тому, как барабанит дождь по крышам, по стеклу. Обращаем внимание детей на то, что люди взяли зонтики, чтобы не промокнуть. Можем и сами открыть зонтики (имитация), взять зонтики и пройтись под дождём. Когда дождик закончится, посмотрим на дорожки, траву, песок. Что с ними произошло? Они стали мокрыми. Покажем детям, что сухой асфальт был светлым, а мокрым стал тёмным.
Кончилось лето, жаль было с ним расставаться! Но мы рады и осени - задумчивой, цветастой, щедрой. Так давайте же не унывать! Приятных и радостных вам прогулок с детьми!