В МБДОУ «Детский сад № 14 р.п. Александро-Невский» Александро-Невского муниципального района Рязанской области, создана материально-техническая база для жизнеобеспечения и развития детей, ведется систематическая работа по созданию предметно-пространственной среды. Здание детского сада светлое, имеется газовое отопление (собственная котельная), холодное и горячее водоснабжение, канализация, сантехническое оборудование в удовлетворительном состоянии. В четырёх групповых ячейках имеются комната для игр, занятий и приема пищи, спальные комнаты, приемные комнаты, моечная, туалет. Все помещение отделены друг от друга и имеют двери.
На первом этаже здания расположены две группы: 2 младшая и ясельная группы. Здесь же находится медицинский блок, пищеблок, кладовые, прачечная, туалет.
На втором этаже две группы: средняя, старшая группы; методический кабинет, кабинет заведующего, кабинет заведующей ХЧ, музыкально-физкультурный зал.
Каждая возрастная группа имеет прогулочный участок, оборудованный и оснащенный теневым навесом.
В детском саду имеются:
- групповые помещения - 4
- кабинет заведующего - 1
- методический кабинет - 1
- кабинет заведующей ХЧ - 1
- музыкально-физкультурный зал-1
- пищеблок - 1
- прачечная - 1
- медицинский блок -1
Прививочный кабинет имеется.
Все кабинеты оформлены и материально оснащены.
Групповые комнаты, включающие игровую, познавательную и обеденную зоны оборудованы согласно санитарных правил и нормативов. В соответствии с ФГОС ДО развивающая предметно – пространственная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Что мы и пытаемся соблюдать: освобождая центральную часть групп, мы предоставляем условия для двигательной активности детей и возможности их выбора. Насыщенность среды групп соответствует возрастным особенностям детей, имеется разнообразие материалов, оборудования, инвентаря и обеспечивает детям игровую, познавательную, творческую, двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики. При создании предметно-пространственной среды учтены возрастные, индивидуальные особенности детей каждой группы. Группы постепенно пополняются современным игровым оборудованием, современными информационными стендами. Предметная среда всех помещений оптимально насыщена, выдержана мера «необходимого и достаточного» для каждого вида деятельности, представляет собой «поисковое поле» для ребенка, стимулирующее процесс его развития и саморазвития, социализации и коррекции. В МБДОУ уютно, красиво, удобно и комфортно детям, а созданная развивающая среда открывает воспитанникам весь спектр возможностей, направляет усилия детей на эффективное использование отдельных ее элементов.
В детском саду для проведения педагогических советов, мастер-классов, открытых занятий, утренников и других мероприятий используются современные информационно-коммуникативные технологии.Имеется цифровой фотоаппарат и мультимедийный проектор, интерактивная доска, экран. Отснятые материалы эпизодически используются в воспитательной работе, в проектной деятельности, фотоматериалы выставляются на сайт учреждения. В настоящее время дошкольная организация оснащена 1 персональным компьютером, 2 ноутбуками, 2 мультимедийными проекторами, 1 интерактивной доской, 1 экран, 2 принтера.
Организованная в МБДОУ предметно-развивающая среда инициирует познавательную и творческую активность детей, предоставляет ребенку свободу выбора форм активности, обеспечивает содержание разных форм детской деятельности, безопасна и комфорта, соответствует интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка, обеспечивает гармоничное отношение ребенка с окружающим миром.
Сведения о состоянии материально-технической базы ДОУ
№ п/п |
Наименование |
% обеспеченности |
1 |
Оборудование и сантехника |
100 |
2 |
Жесткий инвентарь |
100 |
3 |
Мягкий инвентарь |
100 |
4 |
Состояние здания |
100 |
5 |
Состояние участка |
100 |
6 |
Состояние внутреннего помещения |
100 |
Из таблицы видно, что детский сад оборудован для полного функционирования на 100%.
Сведения о состоянии учебно-методической базы МБДОУ.
№ п/п |
Наименование |
% обеспеченности |
1 |
Игрушки |
100 |
2 |
Музыкальные инструменты |
100 |
3 |
Предметы декоративно-прикладного искусства |
100 |
4 |
Картины, репродукции |
100 |
5 |
Наглядные пособия (коллекции, муляжи…) |
100 |
6 |
Технические средства обучения |
100 |
7 |
Детская литература |
100 |
8 |
Методическая литература |
100 |
- Учебно-методическими пособиями детский сад укомплектован на 100%. Задача оснащения предметно-развивающей среды остается одной из главных.
- На территории детского сада находятся также: 4 групповых участков для прогулок, цветники.
- Безопасность дошкольной организации обеспечена кнопкой тревожной сигнализации, в дневное время административный персонал (рабочие дни), дежурством сторожей в ночное время, выходные и праздничные дни. На входе в калитку учреждения установлена кнопка для людей с ограничивающими возможностями. С детьми и персоналом 1 раз в квартал отрабатываются навыки безопасной эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, ежегодно проводится обучение ответственных лиц. С сотрудниками проводятся семинары – практикумы по правильному пользованию огнетушителем. Установлена система предупреждения пожаров с автоматическим оповещением пульта пожарной охраны.
Материально-техническое обеспечение МДОУ включает:
№ |
Наименование |
Оснащение |
1 |
Групповые помещения с отдельными спальнями (4 групп) |
Групповые помещения почти в полном объеме оснащены современной мебелью, отвечающей гигиеническим и возрастным особенностям воспитанников, играми и игрушками, физкультурным оборудованием для развития детей по пяти образовательным областям: социально-коммуникативному, речевому, познавательному, художественно-эстетическому, физическому развитию. |
2 |
Коридор детского сада |
Информационные стенды «Методический уголок», «Осторожно терроризм», «По дороге в детский сад», «Охрана труда», «Прием детей в МбДОУ», «Пожарная безопасность», «Государственные символы», «Мой любимый посёлок», «Генерал М.Д. Скобелев». «Информация о МБДОУ «Детский сад № 14 р.п. Александро-Невский», «Уголок питания», библиотека детской и познавательной литературы, картинная галерея «Жизнь детского сада» и «Творчество наших детей», грамоты и дипломы педагогов и учреждения, «Наш календарь», «Меню» и др. |
3 |
Прачечная. |
Стиральная машина (2), гладильный каток, сушильная машина, электроутюг, стеллажи для чистого и грязного белья (5), стол. |
4 |
Пищеблок |
Электроплита, жарочный шкаф, электрическая мясорубка (привод), холодильники бытовые (2), холодильная камер (2), стеллаж под посуду, ванна, раковина (2), столы из нержавеющей стали (6), шкаф для хранения хлеба, кухонная утварь. |
5 |
Музыкально- физкультурный зал |
Музыкальный центр (21шт), электро-пианино, подборка аудиокассет, музыкальные диски, музыкальные инструменты для детей, детские стульчики, стулья для взрослых, атрибуты к играм, декорации к музыкальным мероприятиям, палас, шкаф для физкультурного инвентаря, шведская стенка, физкультурное оборудование: массажные дорожки, сенсорные мячи и другой спортивный инвентарь.
|
6 |
Кабинет специалистов |
Столы, стулья для специалистов, оборудование для проведения занятий с детьми, методическая и педагогическая литература, оборудование для работы с детьми (дидактические игры и пособия, методическая литература, наборы картинок и картин, иллюстративный материал, панно звуков и букв, наборы букв, схемы на каждого ребенка, доска с магнитами, наборное полотно и др).
|
7 |
Медицинский блок: кабинет медсестры и изолятор
|
Медицинская документация, ростомер, медицинские весы, холодильник, медицинский столик, медицинский стол, медицинский стул (2), облучатель (2), динамометр (2), медицинский шкаф, кушетка, шкаф для медицинского персонала, таблица для определения остроты зрения, помещенная в аппарат Ротто и другой медицинский инструментарий, оборудование изолятора (детская мебель, детская посуда, тумбочка). |
8 |
Кабинет заведующего |
Нормативно-правовая база для управления ДОУ, шкаф для документов (2), рабочий стол (2),стул (5), персональный компьютер, принтер (1). |
10 |
Методический кабинет |
Библиотека методической литературы, нормативная документация, дидактические пособия для занятий, архив документации, шкаф книжный (3), стол рабочий, стул, стол(2), принтер (2), ноутбук (2), навесные полки для папок и книг (3). |
11 |
Склад продуктовый |
Стеллаж для хранения продуктов, холодильник, весы бытовые. |
12 |
Кабинет заведующего ХЧ |
Шкаф для хранения моющих средств, шкаф для хранения мягкого инвентаря, шкаф для хранения посуды, стол, стул. |
13 |
Территория ДОУ |
Веранды (4), игровые модули, выносной материал. |
Организация развивающей среды в нашем детском саду с учетом введения ФГОС ДО строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Мы стараемся обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Развивающая предметно-пространственная среда организуется нами так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.
В построении развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ мы опирались на модель личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Так как окружение позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия детей, включить их в активную познавательную деятельность. Окружающая среда при этом выступает движущей силой в целостном процессе становления личности ребенка, стимулирует развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей ребенка, его самостоятельности, способности овладевать разными видами деятельности.
В соответствии с введением ФГОС ДО развивающая предметно – пространственная среда подобрана с учетом принципов её построения. В групповых помещениях созданы различные центры (зоны): искусств, здоровья, познания, грамотности, сюжетно-ролевых игр и др. Размещение оборудования по центрам (зонам) развития в групповых помещениях позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.
В центре экспериментирования имеются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы: магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Приобрели материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре.
В группах у старших дошкольников имеются различные материалы, способствующие овладению грамотой, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для сюжетно-ролевой игры в школу.
В книжном центре имеются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы для рассматривания, наборы открыток.
Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы, имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, постоянно пополняем и обновляем, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Мы постарались максимально использовать всё пространство ДОУ для оптимизации образовательного процесса. В группах и кабинетах ДОУ созданы такие условия, при которых ребёнок чувствует себя психологически защищенным. Организуя предметную среду в групповых помещениях ДОУ, в кабинете специалистов учитывалось всё, что способствовало бы становлению базовых характеристик личности воспитанников, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также потребностей развития эмоциональной сферы.
Для родителей в приемных комнатах оформлены информационные уголки, из которых они узнают о жизнедеятельности группы (режим дня, расписание образовательной деятельности, информация о теме недели и стихи для разучивания), проводимых мероприятиях. Получают необходимую информацию (советы, рекомендации, консультации, памятки) от воспитателей о воспитании, образовании и развитии детей. Имеются уголки детского творчества.